суббота, 6 октября 2012 г.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ






Котляров А.В. "Другие зависимости" 
Homo amplificationus 
ЧЕЛОВЕК ОБОГАЩАЮЩИЙСЯ или ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
 


Эта глава посвящена самой распространённой и, одновременно, самой невидимой зависимости. Зависимость, о которой пойдёт речь, во многом, лежит в основе функционирования современного общества. Она подчиняет себе жизнь большинства людей и считается многими нормой жизни. Но именно эта зависимость является причиной проблем в отношениях между людьми и базой для развития таких зависимостей как шопинг, вещизм, гемблинг. В то же время эта зависимость практически нигде не описана и не имеет собственного названия. Её можно назвать зависимостью от денег, зависимостью от товарно-денежных отношений и зависимостью от иерархии. Автор предлагает называть её экономической зависимостью. Это связано с тем, что при такой форме зависимости человека мыслит и живёт только экономическими категориями, его цель и его выбор определяется и зависит только от экономических законов. Но самое главное, при этой зависимости внутренняя реальность человека полностью определяется его экономическими задачами.
Для того чтобы понять суть этой зависимости, необходимо, прежде всего, разобраться в некоторых особенностях устройства общества и роли денег в его функционировании. Имеются в виду только те особенности общественной структуры, которые имеют значение для формирования у человека зависимости.
Основой современного общества является иерархия. Это значит, что все люди в обществе расположены друг относительно друга в определённой последовательности. Каждый человек автоматически включается в иерархию, как только он становится членом общества, т.е. при рождении. Иерархия основана на количестве у человека собственности. Она представляет собой пирамиду владельцев собственности. Именно собственность человека определяет его место в иерархии, его власть. Чем больше собственности, тем выше индивидум в иерархии общества. Собственность - основа иерархии и значит - основа жизни внутри общества. При помощи собственности иерархия, а, следовательно, и само общество, контролирует и упорядочивает поведение человека. Собственность - инструмент управления. Отказ от признания частной собственности - прямая война с обществом, с его устоями.
Собственность представляет собой товар, т.е. то, что можно купить и продать. В идеале товар должен или улучшать жизнь, или уменьшать затраты времени, ресурсов на достижение цели. Но товар создаётся вовсе не для улучшения жизни человека. Товар - средство получить в иерархии более высокое место. Т.е. товар - инструмент управления, контроля, власти. 
Главное свойство товара в иерархии - его способность замещать какую-либо другую цель человека. Например, вода как товар замещает жажду. Эта способность товара оценивается людьми. Чем важнее цель, чем выше потребность в её достижении, чем лучше товар замещает достижение цели, тем выше его стоимость. Это свойство товара называется  потребительской стоимостью, т.е. тем, сколько потребитель готов отдать за обладание товаром. Универсальным средством оценки собственности являются деньги. Поэтому основой иерархии являются деньги, как эквивалент стоимости товара.
Потребительская стоимость - признание денег как абсолютного, универсального измерителя целей. Она позволяет всё измерить в деньгах. Чем выше потребительская стоимость принадлежащих Вам товаров, тем Вы выше в иерархии. Потребительская стоимость не имеет ничего общего с пользой товара для человека. Польза вообще не измеряется в деньгах, не участвует в обмене.
Итак, собственность представляется в числовом виде, в деньгах. Значит, универсальным индикатором положения человека в иерархии являются деньги. Они «оцифровывают» иерархию, делая её единой, универсальной.  Каждой позиции в иерархии соответствует числовое значение, выраженное в деньгах. Т.е. в иерархии каждому человеку соответствует цифровое, денежное выражение его состояния, принадлежащей ему собственности. Имеется в виду вся собственность человека - как материальная, так и нематериальная (например, информация, авторское право).
Иерархия стремится к абсолютной власти, стремится взять всё в мире под свой контроль. Для этого она постоянно действует по следующей стратегии:
1. Представители иерархии постоянно следят за тем, чтобы всё в реальности человека (и внешней и внутренней) стало собственностью. Т.е. и внешняя реальность и внутренний мир человека должны официально кому-нибудь принадлежать. То, что не является собственностью, должно быть уничтожено. В результате всё в мире становится чьей-то собственностью.
2. Как только нечто становится собственностью, оно немедленно оценивается в деньгах, т.е. оцифровывается. В результате всему во внешнем и внутреннем мире присваивается числовое, денежное значение (цена). То, что не подлежит оцифровке, негативно оценивается иерархией. Это является потенциально опасным для неё. Поэтому иерархия стремится уничтожить всё, что не подлежит оцифровке - например, уничтожить любовь при помощи замены её на проституцию и брачный контракт.
3. Любая собственность должна свободно обмениваться на деньги. Т.е. всё можно купить и продать. А, значит, реальность продаётся и покупается, т.е. становится управляемой и изменяемой при помощи денег.
4. Любые попытки использовать нечто в иерархии должны быть связаны с использованием собственности. Они должны приводить к товарно-денежным отношениям и, следовательно, изменять положение в иерархии того, кому принадлежит собственность. Это значит, что любые взаимоотношения между людьми должны протекать в рамках иерархии и подчиняться законам иерархии.
5. Каждый член иерархии должен стремится к продвижению вверх по иерархии. Это цель человека в иерархии. Единственный путь для этого - увеличение денег. Т.е. каждый человек должен стремиться к увеличению количества принадлежащих ему денег. Благодаря деньгам иерархия стала универсальной и непрерывной. Передвижение человека по ступеням по иерархии связано с переходом денег и собственности от одного члена иерархии к другому. Все взаимоотношения стали понятными и подчинены прибыли. Прибыль - отражение главного события в жизни - изменения места в иерархии. Т.е. прибыль - показатель приближения к цели. Главным принципом при этом является получение удовольствия от движения вверх по иерархии.  Параллельно с этим человек поддерживает существование самой иерархии.
В иерархии не имеют значения цели человека и его способности, не связанные с самой иерархией. Они стали не только не нужными, но и мешающими единственной цели - продвижению вверх по иерархии при помощи увеличения собственности и денег. Личные цели человека, не связанные с иерархией, рассматриваются как препятствия. Эти препятствия мешают увеличению собственности и ставят её под сомнение, как цель. Поэтому личная цель человека - главный враг иерархии.

Зависимость
Условием формирования зависимости является постановка в качестве цели продвижения по иерархии. Как только ставится такая цель, человек ограничивает свой выбор тем, что помогает извлечению прибыли, обогащению, то есть всяческому приумножению стоимости своей собственности. Продвижение по иерархии приносит удовольствие. При этом удовольствие зависит от того, на каком уровне иерархии находится человек. Чем выше уровень иерархии, тем больше прибыли нужно получить для удовольствия. Способности, не направленные на достижение прибыли отмирают. Остаются только способности, не имеющие отношения к истинной цели, направленные на извлечение прибыли.
Зависимость возникает после того, когда человек достиг самых примитивных, биологических целей. Он выжил и обеспечил себе определённый уровень безопасности. Он удовлетворил голод и жажду. После этого человек начинает искать другую цель. Он определяет цель либо, обращаясь внутрь себя, либо начинает искать её снаружи, вокруг себя. Определяя место для поиска цели внутри себя, человек идёт к истинной цели. Определяя цель снаружи, он неизбежно начинает искать её в обществе. Он принимает в качестве цели то, к чему стремятся люди, которые его окружают. При этом высока вероятность выбора в качестве цели стремления к прибыли.
Деньги быстро и легко становятся для человека единственной целью. Это связано с тем, что именно на деньгах основана иерархия, а значит, получая деньги, человек тут же перемещается по иерархии и получает результат в глазах всех окружающих людей - членов иерархии. Кроме того, деньги позволяют «купить» имидж «счастья», комфорта. Они позволяют легко решить  бытовые проблемы. Деньги покупают удовольствия и имитируют отношения. Очень важно также, что иерархия в сравнении с человеком бесконечна, по ней можно подниматься всю жизнь, что полностью имитирует процесс достижения истинной цели. Ведь в иерархии всегда будут ориентиры и приманки на пути. Наконец, процесс получения и зарабатывания денег понятен, в отличие от процесса достижения истинной цели.
Первый признак зависимости - постоянное ощущение нехватки денег для достижения состояния удовлетворения, счастья. Т.е. свою внутреннюю неудовлетворённость жизнью человек связывает с недостатком денег. Связывая неудовлетворённость, отсутствие жизненного успеха с отсутствием денег, человек изначально сужает свой выбор. Второй признак зависимости - деньги становятся целью, главным доказательством успешности, эффективности. Все действия человека подчиняются получению денег. Человек считает, что, получая деньги, он решает все проблемы. В конечном итоге он рассчитывает «купить» счастье при помощи денег. Его жизнь превращается в бесконечную гонку за деньгами. Самым страшным для человека становится испытать отсутствие денег, оказаться без денежного барьера, закрывающего от самого себя. Человек боится лишиться денег, как своей цели. Тогда в его жизни наступит пустота, бесцельность. Он стремится к деньгам,  избегая жить.
Зависимый воспринимает реальность как иерархию собственности. Место любого человека в реальности и своё собственное место он определяет в соответствии с количеством у него денег и  частной собственности. Т.е. реальность приобретает для человека вид оцифрованной иерархии, где всё подчинено деньгам. Такая реальность полностью упрощена,  она состоит из «округлённых» предметов и явлений, у которых нет индивидуальных признаков. В такой реальности человек сам стремится отбросить всё, что мешает установить цену. У людей с цифровой реальностью возникают страхи неточности, ошибки, они боятся сложного и стремятся к упрощению. Они боятся любого отклонения от привычного хода дел.
Важная черта внутренней реальности зависимого - двойственность. Человек просто вынужден разделить свою внутреннюю реальность, если стремится к прибыли. В одной, близкой к истинной реальности расположена действительная стоимость товара, который человек стремится продать. В другой реальности - ложная стоимость товара, которая при помощи манипуляций предлагается другому человеку, чтобы получить прибыль. Чем убедительнее будет реальность «для клиента», тем вероятнее продажа товара и прибыль. При зависимости человек постоянно создаёт и продаёт несуществующие элементы своей внутренней реальности.

Поступки зависимого
Для зависимого единственно верным действием становится такое, которое позволяет получить прибыль. Все поступки разделены на продажу себя (своего времени, способностей или товаров) и на покупку на вырученные деньги товаров.
Поскольку большинство зависимых являются работниками какой-нибудь корпорации, то их действия, направленные на продажу, связаны с продвижением внутри корпорации, с получением в ней новых должностей и окладов. При этом зависимый вынужден развивать те способности, которые необходимы корпорации, вкладывать свои силы и умения в цели корпорации. Чем успешнее он отказывается от себя, тем выше вознаграждение корпорации. Чем больше полученная в корпорации должность и доход, тем больше у зависимого возможность использовать труд нижестоящих в иерархии. Такие действия, направленные на взаимную эксплуатацию ненужных способностей и составляют карьеру.
Меньшая часть зависимых возглавляют собственные корпорации большего или меньшего размера. Их действия представляют собой прямые манипуляции, направленные на другие корпорации и собственных служащих. Эти действия преследуют извлечение прибыли из действий других людей. Принципиально ни те ни другие зависимые не отличаются. Их выбор в любом случае ограничен теми действиями, которые направлены на извлечение прибыли, отличаются лишь методы.
Итак, все действия зависимого продиктованы конкуренцией за место в иерархии и исходят из того, как поступить «экономически целесообразно». Осью зависимого поступка, его «хребтом» является получение максимальной прибыли. Прибыль достигается путём манипуляций, побуждающих людей совершать неравный обмен одних товаров на другие. Если бы обмен был равным, то прибыль было бы просто невозможно получить. Т.е. в основе любого действия зависимого лежит манипуляция. Манипуляция совершается постоянно и осознанно. Чем она удачнее, т.е. чем больше прибыль, тем выше подъём в иерархии и тем больше удовольствие. При этом манипуляция является не просто единственным способом извлечения прибыли. Она является нормой в иерархии, защищена законом, охраняющим коммерческую тайну.
Прибыль предполагает сокращение расходов и увеличение доходов. Поэтому любая работа, созидание воспринимается как расход, ущерб, унижение. Зависимый полностью утрачивает и способность, и желание творить. Его жизнь превращается в поиск путей уклонения от работы за счёт более эффективных манипуляций и использования труда других.
Праздником, главным действием является  получение и подсчёт прибыли. Жизнь отсчитывается от одной продажи до другой продажи, от жалованья до жалованья. При этом праздник одного человека неизбежно означает трагедию (убыток) другого. На прибыль человек обеспечивает себе возможность развлекаться, «не работать». Это также воспринимается как доход. Зависимый постоянно занят поиском новых развлечений, подтверждающих его место в иерархии. На этом пути присоединяются такие формы зависимостей как шопинг, вещизм и гемблинг.

Взаимодействия зависимых
При зависимости отношения не зависят от индивидуальных целей каждого из партнёров, их совпадения. Напротив, отношения определяются только вопросами  прибыли и сводятся к распределению (присвоению) товаров и денег. Зависимые не строят отношения напрямую. Это не выгодно, поскольку показывает отсутствие внутренних целей, пустоту. Да и «оцифровать» стоимость внутренних, истинных целей человека невозможно. В качестве посредника между зависимыми постоянно присутствуют товары и деньги. Любой человек для зависимого - товар или источник и производитель прибыли. 
Итак, зависимость признаёт только товарно-денежные взаимодействия. В связи с этим все возможные формы отношений максимально упрощены и сводятся к операциям купли и продажи собственности одного члена иерархии другому. Всё, не имеющее отношения к деньгам, отбрасывается как незначительное. Остаются только товарно-денежные взаимодействия, которые очень просто, определить, измерить и проконтролировать. В этих отношениях единственным способом награды и порицания, определения правоты и вины, становятся деньги. Деньги становятся единственным, что определяет разницу между людьми. Только деньги становятся аргументом для договора, понимания и поводом для раздора, конфликта. Только деньги побуждают человека к творчеству, активности, ответственности.
Взаимодействия между зависимыми ограничены выбором, основанным на иерархии. Взаимодействие с  другим человеком считается возможным, только если это положительно скажется на положении в иерархии. Сам человек, его цель не имеют значения. Важно его место в иерархии, т.е. цена и способность приносить прибыль. Зависимые поклоняются вышестоящему в иерархии,  признают его превосходство, боятся, заискивают, унижаются. Цели вышестоящих считаются беспрекословными и неприкасаемыми. Задача - предстать в качестве выгодного товара, «повысить свою цену». Так они поднимаются вверх по иерархии. По отношению к нижестоящим в иерархии зависимые демонстрируют пренебрежение или открытое презрение. Цели нижестоящих считаются недостойными и подлежащими разрушению. Задача - снизить цену товара, который предлагают нижестоящие. Так они опускают нижестоящих ещё ниже и пользуются ими как товаром. Каждый член иерархии стремится найти кого-то ниже себя в иерархии, чьими способностями можно пользоваться для извлечения прибыли. Для этого применяются манипуляции.
Манипуляции - выбор в отношениях при зависимости. Все взаимодействия основаны на обмане, отрицают сотрудничество. Это связано с тем, что между людьми неизбежно возникают столкновения за право занять «лучшее» место в иерархии.  Основой отношений становится конкуренция. Поскольку при конкуренции требования к выполнению отдельных действий повышаются, она приводит к специализации. Более глубокое понимание определённой области даёт возможность легче обмануть незнающего в этой области (то есть получить прибыль). Чем больше человек специализируется, тем более узким становится его взгляд на мир, тем меньше объем реальности, который он имеет.
Человек выступает как товар для других. В этом товаре важна внешняя оболочка, упаковка. Важна не самооценка человека, а оценка его в иерархии, дают ли ему как товару хорошую цену другие люди, или не дают. Человек вынужден всё время следить за своей самопрезентацией (упаковкой). Содержание внутренней реальности человека, его цели никого не интересуют, т.к. они не поддаются оцифровке в  иерархии. Чтобы предстать «более качественным товаром», зависимый ограничивает свой выбор, демонстрируя несуществующие качества. Эти качества составляют имидж. Как правило, зависимый стремится выглядеть респектабельнее, сильнее, увереннее. Он демонстрирует оптимизм, активность. Стержень имиджа зависимого - отсутствие сомнений. Любые сомнения воспринимаются как признак некачественного товара.
Поскольку любой зависимый представляет собой только имидж-маску, за которой спрятаны манипуляции, то он становится не интересен ни для каких отношений кроме товарно-денежных. Внутри реальности такого человека не остаётся ничего, кроме машины, подсчитывающей доходы. Прекрасно зная об этом, зависимые не стремятся к эмоциональным, открытым отношениям с другими людьми. Они предпочитают проявлять привязанность, любовь по отношению к товарам и животным. Зависимые как никто другой способны любить животных и вещи, поскольку боятся отдавать свою любовь людям. Они считают животных и товары безопасными, не способными отнять у них место в иерархии. Наоборот, и товары, и животные, имеют стоимость, в отличие от отношений с людьми. Именно поэтому экономическая зависимость - основа, почва для шопинга и вещизма.
Человек заменяет внутреннюю пустоту товарами. В этом ему помогает реклама, особенно телевизионная. Так у него формируется рекламная и телевизионная зависимость. Человек смотрит на мир через товары, видит только их, закрывается ими от самого себя. Он собирает, хранит их, радуется их приобретению. Он не видит реальность и людей. Люди для него существуют только как обладатели товаров или как товар, если ему нужен секс. Мир - это магазины. Жизнь - это появление новых товаров и ветшание старых. Какие из них выбрать и какими обладать - подсказывают стоящие наверху иерархии. Они назначают цену, формируют моду. Создана даже наука о том, как товары сочетаются друг с другом - стилистика.
Те, кому хочется живого товара, выбирают владение животными и услуги проституции. Люди привязываются к животным, ухаживают за ними, заботятся о них, при этом, выбирая тех, которые наиболее престижны, соответствуют моде. Животные зависимых часто совсем не предрасполагают к тому, чтобы передавать им свою любовь - это бойцовские собаки, хищники, пресмыкающиеся, змеи или декоративно выведенные мини-свиньи, мини-кролики и т.д.
В отношениях отрицаются любовь и доверие. Их заменил брачный контракт, проституция, эскортные услуги. Интересен не человек, его цель, а его денежный доход, собственность, внешность, сексуальность, способность выполнить определённые функции, принести определённые удовольствия. Цели партнёра по отношениям воспринимаются как ненужные ограничения. Если семья есть, то она является разновидностью товарно-денежных отношений. Из отношений вычленяются отдельные параметры - деньги, секс, покупка вещей. Каждое из этих удовольствий должно быть максимизировано. Длительные отношения ведут к затратам и теряют смысл, т.к. «стоимость» мужа может стать меньше «стоимости» жены и наоборот, возникнет убыток. Тогда его или её надо будет поменять на более выгодный вариант.

Расщеплённость экономической реальности
Z
Помимо того, что человек, страдающий зависимостью, вынужден разделить свою реальность на ту, которая предназначена для собственного употребления и ту, что служит для обмана других, существуют более глубокие, базисные «раздвоения» создаваемой реальности. Они приводят к неудовлетворённости, дискомфорту, который тем больше, чем более совершенной оказывается созданная реальность, чем более высоким будет достигнутый уровень иерархии.
Поклонение иерархии и культ денег - основа для иерархии. Но это вступает в прямую конфронтацию с представлениями о порочности тех же самых денег и постыдности любых действий, направленных на их преумножение. Это особенно сильно проявляется у человека, выросшего на постсоветском пространстве, где подобное негативное отношение воспитано на традициях, усиленных коммунистическим режимом. Советская власть более полувека прививала человеку аскетические взгляды, нивелировала значение денег, делала их формальностью - советские деньги не зря были неконвертируемыми, а их обмен на валюту официально признавался уголовным преступлением. Целью этого было создание внутри страны особой, управляемой искусственной реальности, одним из основных элементов которой было отсутствие настоящих денег. 
Однако подобное отношение к деньгам имеет более глубокие истоки. Задолго до Октябрьской революции и введения культа бедности негативное отношение к деньгам воспевалось искусством. Деньги воспринимались как спутник насилия, порока, они принадлежали скрягам, накопителям, не приносили пользы обществу, препятствовали любви и вели к сумасшествию или преступлению. Их противопоставляли счастью, любви, смыслу. Либо деньги, богатство - либо любовь, счастье - вот дилемма Раскольникова. Сформированную таким образом реальность можно назвать реальностью Плюшкина или Скупого рыцаря.Это адская реальность, заполненная грязью и преступлением, от которой необходимо скрыться, убежать. Её апогей красочно описывался в таких гениальных произведениях, как «Мертвые души», «Преступление и наказание», «Идиот». 
Подобное восприятие денег основано на прочном фундаменте человеческой психологии. Связь между богатством, деньгами и фекалиями существует на бессознательном уровне у всех народов и замечена ещё Фрейдом. Деньги в психоаналитической традиции прочно связываются с испражнениями, т.к. единственный результат трудов ребёнка - его фекалии, которые он «дарит» матери в благодарность за её любовь и заботу. Только этим он может поделиться с матерью. Золото и прочие эквиваленты богатства символизируют грязь и непристойность, порок. Во всех языках существуют метафоры, подразумевающие это тождество: экскременты - деньги, грязь - сокровище. 
Переход к иной реальности, в которой деньги составляют костяк, фундамент сделал постсоветского человека абсолютно беспомощным. Для большинства деньги являются воплощением чуда. Их появление потому требует не труда, а сказочного события. Именно поэтому таким успехом в нашей стране до сих пор пользуются пирамиды сетевого маркетинга.
Ещё больше путаницы возникло из-за невозможности отождествить деньги с их численным выражением из-за постоянной инфляции. Если в сознании человека цифра «сто рублей» и «миллион» - это синоним больших денег и сказочного богатства, то инфляция исказила эти представления, произошла катастофическая девальвация базисных понятий реальности.  Дефолт и банковские кризисы превратили деньги в то, от чего «надо скорей избавиться».
В результате искусственная реальность, основанная на деньгах с одной стороны желанна, а с другой - порочна. С одной стороны она ведёт к чуду, раю, а с другой опускает в рай и сулит вечные муки. С одной стороны её можно достичь, только будучи человеком достойным, а с другой - она «пачкает и лишает достоинства». Подобная двойственность создаваемой реальности лишь подчёркивает её зависимую сущность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий